Страничка дефектолога

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
развернуть
  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, поэтому для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только нарушения произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие нарушения речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Однако, фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Следует отметить, что эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

свернуть

Предупреждение нарушение голоса у детей.

Предупреждение хронических болезней голосового аппарата. Анатомические изменения в речевом аппарате. Функциональные нарушения речи.
развернуть

 Причиной нарушения голоса  могут быть всякие дефекты развития, заболевания и повреждения любой части речевого аппарата:

  • при хронических заболеваниях гортани,
  • при узелках, фибромах и папилломах голосовых связок,
  • при расщелинах верхней губы и неба, при неправильности строения челюстей и зубов,
  • при дефектах языка,
  • при нарушениях носового дыхания,
  • при нервно-мышечных нарушениях в полости рта, в глотке и гортани
  • при мозговых поражениях, которые могут возникать, например, вследствие кровоизлияния в мозг (у детей обычно в результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционных заболеваний, опухолей.                                       

Предупреждение хронических болезней голосового аппарата

  • Закаливание.

Важно предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний. Здесь большую роль играет закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, не надо их закутывать, так как при этом организм теряет способность приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становится чувствительным даже к небольшим ее колебаниям, и ребенок легко простуживается при малейшем охлаждении или сквозняке. Разумеется, при закаливании необходимо проявлять осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в прохладной воде. При любом заболевании закаливание надо прекращать и начинать его снова лишь после полного выздоровления. Огромную роль в укреплении здоровья и закаливании организма играют физкультура и доступные детям виды спорта.  

  • Какой воздух мы вдыхаем?

В происхождении хронического воспаления слизистой оболочки гортани (хронического ларингита) большое значение имеет воздействие вредных примесей к вдыхаемому воздуху, в частности табачного дыма. Всем известно, как часто у привычных курильщиков голос становится грубым и хриплым. Особенно вредное воздействие оказывает табачный дым на нежную слизистую оболочку детской гортани. Поэтому борьбу с курением среди детей следует проводить особенно настойчиво и энергично.

  • Носовое дыхание.

 При носовом дыхании воздух очищается от механических примесей, согревается и увлажняется. Если дыхание происходит через рот, то устранение вредных свойств вдыхаемого воздуха осуществляется в меньшей степени. Поэтому удаление препятствий, мешающих нормальному носовому дыханию, имеет значение не только для устранения закрытой гнусавости, но и для восстановления защитной функции слизистой оболочки носа. Однако и при наличии свободной проходимости носовой полости дыхание в ряде случаев осуществляется через рот, например, во время речи, пения, а также при быстрой ходьбе и беге. Поэтому нельзя выходить разгоряченным (после бани, после подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать. По той же причине в холодную и сырую погоду не следует петь на улице, быстро ходить и бегать, так как во всех этих случаях дыхание происходит через рот.

Анатомические изменения в речевом аппарате. 

Для устранения дефектов голоса и речи, вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции, требуются обычно медицинские мероприятия в виде активного вмешательства врачей (оториноларинголога, стоматолога, психоневролога), а также специальная логопедическая работа.

Функциональные нарушения речи,

Возникают при отсутствии каких-либо заметных анатомических изменений в речевом аппарате. У большинства таких детей нарушения речи обусловлены неправильным воспитанием. В связи с этим становится очевидной огромная роль правильного воспитания речи в семье и в дошкольных учреждениях в том именно периоде, когда развитие речи происходит наиболее интенсивно и когда возникшие по каким-либо причинам ее дефекты еще не успели закрепиться. Очень важно, чтобы ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста развивался в обстановке нормального «речевого окружения». Речь родителей и воспитателей должна быть ясной, четкой и грамматически правильной. Следует считать недопустимым практикующееся многими родителями и некоторыми воспитателями подлаживание под детскую речь («сюсюканье»), потому что это может вредно отразиться на развитии речи ребенка.

 

Литература :

1. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.

2. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. (Коррекционная педагогика)

свернуть

О чём говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог?

О чём говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог?

Уважаемые родители! Умеет ли ребёнок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребёнка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

   Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

   В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

   Взрослый. Какое сейчас время года?

   Ребёнок. Весна.

   Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

   Ребёнок. Весной из тёплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

   С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых и ребёнка имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют. Развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

   Взрослые  в разговоре с ребёнком выясняют. Что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорами в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово- и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи ( мамой, бабушкой).

   Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

    Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и так далее. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

   Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать , что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.

   Развитию диалогической речи способствует игра «телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребёнка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает  тему диалога. Например, «Знакомство».

  Ребёнок. Добрый день, Татьяна Николаевна.

  Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

  Ребёнок. С вами разговаривает Арсений.

  Взрослый. Арсений, мама дома?

  Ребёнок. Нет, мама ещё не пришла с работы.

 

  Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На шестом году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки. Передать содержание просмотренных фильмов, то есть пользуется монологической речью.

   Монолог- речь одного человека, последовательное изложение мыслей. Описание действий, связность рассказа.

    Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описывать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова- заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое ( Как отдыхал? Что видел в цирке? В лесу? Что купили в магазине?  и так далее), придумывать сказки на заданную тему.

   Для описания нужно подобрать известные ребёнку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Алёнкой. У Алёны голубые глаза, светлые волосы, красные щёчки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут её спать, кормят, одевают».

   Потом берётся другой предмет. Взрослый напоминает, в  какой  последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»

   Примеры вопросов отражены в ваших тетрадях домашних заданий.

  

  После 6 лет необходимо научить ребёнка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и другое. При этом рекомендуется помогать ребёнку вопросами.

   Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки- описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали , а затем просите сделать его сделать то же: « Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.

   Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте. Едет на поезде, плывёт на теплоходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место « путешествия».

   Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том,  что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

   Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом ( особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

   Ещё до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы. Сказки. Самый лёгкий вид такого творчества- составление рассказа по трем- четырём опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». « Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки- на санках с высокой горы. Вот вышли Дима и Алёнка, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Весёлые зимние развлечения у детей.»

   Можно предложить составить рассказ, начатый родителем. Например: « Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где- то близко заревел медведь….»

  Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все и сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: « Не ходи далеко, заблудишься. Не послушал зайчонок маму. Увидел бабочку и побежал за ней в лес…»

 

О чём говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог?

Уважаемые родители! Умеет ли ребёнок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребёнка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

   Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

   В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

   Взрослый. Какое сейчас время года?

   Ребёнок. Весна.

   Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

   Ребёнок. Весной из тёплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

   С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых и ребёнка имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют. Развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

   Взрослые  в разговоре с ребёнком выясняют. Что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорами в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово- и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи ( мамой, бабушкой).

   Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

    Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и так далее. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

   Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать , что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.

   Развитию диалогической речи способствует игра «телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребёнка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает  тему диалога. Например, «Знакомство».

  Ребёнок. Добрый день, Татьяна Николаевна.

  Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

  Ребёнок. С вами разговаривает Арсений.

  Взрослый. Арсений, мама дома?

  Ребёнок. Нет, мама ещё не пришла с работы.

 

  Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На шестом году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки. Передать содержание просмотренных фильмов, то есть пользуется монологической речью.

   Монолог- речь одного человека, последовательное изложение мыслей. Описание действий, связность рассказа.

    Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описывать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова- заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое ( Как отдыхал? Что видел в цирке? В лесу? Что купили в магазине?  и так далее), придумывать сказки на заданную тему.

   Для описания нужно подобрать известные ребёнку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Алёнкой. У Алёны голубые глаза, светлые волосы, красные щёчки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут её спать, кормят, одевают».

   Потом берётся другой предмет. Взрослый напоминает, в  какой  последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»

   Примеры вопросов отражены в ваших тетрадях домашних заданий.

  

  После 6 лет необходимо научить ребёнка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и другое. При этом рекомендуется помогать ребёнку вопросами.

   Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки- описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали , а затем просите сделать его сделать то же: « Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.

   Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте. Едет на поезде, плывёт на теплоходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место « путешествия».

   Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том,  что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

   Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом ( особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

   Ещё до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы. Сказки. Самый лёгкий вид такого творчества- составление рассказа по трем- четырём опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». « Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки- на санках с высокой горы. Вот вышли Дима и Алёнка, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Весёлые зимние развлечения у детей.»

   Можно предложить составить рассказ, начатый родителем. Например: « Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где- то близко заревел медведь….»

  Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все и сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: « Не ходи далеко, заблудишься. Не послушал зайчонок маму. Увидел бабочку и побежал за ней в лес…»

 

 

свернуть

Рекомендации родителям по развитию речи детей.

Рекомендации родителям по развитию речи детей.

Довольно часто родители отдают ребёнка в учреждение образования потому, что «детей там учат». Это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой- самый радостный и комфортный способ познать мир. Первый и главный вопрос- чему учить? Без потерь передать ребёнку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребёнка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребёнку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни.

  Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические темы- «одежда», «посуда». «мебель», «игрушки» и так далее, а также игры « Мишка одевается», « Я мою посуду», «Я убираю в квартире» и так далее. Эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

   Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Дети болтают без умолку. Ещё когда им это по возрасту не положено. К всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребёнок, говорящий ,к примеру, о жевательной резинке : «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, учёные подсчитали, что имён прилагательных в речи ребёнка гораздо меньше. Чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания «Какая собачка?», «Какой автобус?», «Какая погода?». Ваша цель- ребёнок говорит много и правильно. Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребёнком. В лесу или парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки).Попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть догадается, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями.

  Попросите ребёнка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно- величавое, другое - весёлое, третье - грустное. Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка), Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребёнок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы. В каждом есть неповторимое отличие.

   Можно сыграть с ребёнком в игру «Что, на что похоже, и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?» Отвечайте сами. Но слушайте внимательно и ребёнка. Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

   Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли. Что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

   Предложите ребёнку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

   Для развития речи ребёнка и формирования  интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел и услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.  Обязательно следует регулярно читать ребёнку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

  Почаще играйте с ребёнком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам.

  Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

  Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребёнка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

  Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость. Талант и невежество. Детей необходимо обучать  дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

свернуть

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ (ПМПК)

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия (обследование), задачей которой является выявление нарушений в развитии ребёнка с выдачей рекомендаций о дальнейшем обучении и воспитании.

Кто принимает участие в ПМПК?

Состав ПМПК:

учитель - дефектолог центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

педагог-психолог центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

врач-невролог.

Зачем проходить ПМПК?

Без заключения ПМПК ребёнку не будет оказываться коррекционно-педагогическая помощь учителя-дефектолога в дошкольном учреждении (или в школе).

Перечень необходимых документов для прохождения ПМПК:

1)    выписка из истории развития ребёнка (бланк выдаёт учитель-дефектолог для заполнения участковым педиатром). Заполненный бланк передаётся учителю-дефектологу;

2)    справка из Витебского областного психоневрологического диспансера с указанием наличия или отсутствия психиатрического учёта (справка выдаётся в регистратуре при предъявлении паспорта родителя)

3)    педагогическая характеристика, представляемая учреждением, в котором воспитывается ребёнок (составляется учителем-дефектологом, педагогом-психологом и воспитателем дошкольного учреждения на основании проведённого диагностического обследования)

4)    при необходимости справка от детского психиатра (по месту жительства)

Данные документы необходимы на основании Постановления Министерства Образования РБ № 233 от 16 августа 2011г. «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (Глава 4, пункт 20)

Как проходит процедура ПМПК?

В практике ПМПК есть 2 варианта проведения обследования:

1 вариант – ПМПК проводится на базе ЦКРОиР (центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации):

родители записывают ребёнка на комиссию, позвонив в ЦКРОиР;

в назначенную дату, родители с ребёнком приезжают в в ЦКРОиР с пакетом необходимых документов;

получив заключение ПМПК, родители передают его учителю-дефектологу дошкольного учреждения.

2 вариант – ПМПК проводится на базе дошкольного учреждения для детей 5 лет:

родители в кратчайшие сроки собирают все необходимые документы, передают их учителю-дефектологу;

ЦКРОиР назначает дату, когда специалисты ЦКРОиР приедут в дошкольное учреждение для проведения выездной ПМПК;

в назначенную дату и время родители (один из родителей) приходят в дошкольное учреждение и присутствуют на обследовании ( о дате и времени заранее сообщит учитель-дефектолог)

Учителя-дефектологи дошкольного учреждения в зависимости от вида и особенностей выявленных речевых нарушений принимают решения о виде прохождения ПМПК для каждого ребёнка и сообщают родителям!!!

свернуть

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ОБСЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (ПМПК)

За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, где и кем работают), знакомое стихотворение (по возрасту), поговорите о текущем времени года.

Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование (не говорите, что пойдете на комиссию, что там будут проверять знания ребенка и т.д.) Настраивайте дошкольника на игровую деятельность, а школьника на общение с психологом.

Не переживайте сами за результаты и процесс обследования. Помните, что Ваша тревога передается ребенку.

В день комиссии ребенок должен быть здоровым.

Поскольку дети часто теряются при большом количестве взрослых, желательно на обследовании присутствие только родителей.

Расчитывайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, не спеша переодеть и подготовить ребенка.

Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет психолог.

При ребенке не произносите фразы «он стесняется»,  «он не любит учить стихи, рассказывать», «он это не умеет», «он при посторонних людях не отвечает» и т.п.

После комиссии обязательно похвалите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали.

 

Желаем удачи!

свернуть

Речевое дыхание – основа правильной речи

Речевое дыхание – основа правильной речи

 

Хорошо поставленное речевое дыхание – это залог чёткого произношения звуков и ясной дикции.

 

 

 

 

 

Зачем нужны упражнения для развития речевого дыхания?

 

Речевое дыхание -

это дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

!!! Правильное речевое дыхание обеспечивает:

-нормальное звукообразование;

-поддерживает громкость речи;

-сохраняет плавность речи и интонационную выразительность;

-способствует профилактике заболеваний лор-органов.

 

Дыхательные упражнения детям предлагаются в игровой форме, что вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Техника выполнения

Упражнения

 

свернуть