С приходом ребенка в учреждение дошкольного образования его жизнь существенным образом меняется:
- Строгий режим дня;
- Отсутствие родителей или других близких;
- Новые требования к поведению;
- Постоянный контакт со сверстниками;
- Новое помещение, таящее в себе много непонятного;
- Другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как отказ от пищи, ухудшение самочувствия, плохой сон, плаксивость, капризность.
Поэтому необходимо организовать жизнь малыша в детском саду так, чтобы, переход к новым условиям жизни был практически безболезненным. А у ребёнка формировались положительные взаимоотношения с другими малышами и взрослыми людьми работающими в дошкольном учреждении.
Таким образом, выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.
Мы Вам предлагаем:
- Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности.
- Расскажите ребенку, что такое детский сад. Читайте с ребёнком терапевтические книги про сад: 1. Мышонок Тим идёт в детский сад. 2. Макс в детском саду. Советы маленького динозавра.
- Можете вспомнить приятные случаи из вашего детства, ваших впечатлений от посещения детского сада. Расскажите малышу, почему вы хотите, чтобы он туда ходил. Ниже мы приведем примерный рассказ:
«Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе это тоже было интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя интересного в саду, а я расскажу тебе, что интересного у меня на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в сад своих детей, но берут туда не всех. Нам нужно купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и распорядок в саду».
-
Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло, что он ходит в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о его удаче, говорите, что гордитесь приемом в сад.
-
Подробно расскажите о режиме дня: что, как и в какой последовательности, он должен делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете повторять его, чем спокойнее будет ваш малыш. Спрашивайте, что он будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи и т. д. Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, они чувствуют себя увереннее.
Продуманный распорядок дня: полноценный сон, питание- одно из важнейших условий развития малыша и успешной его адаптации в детском саду. Знание режима, поможет вам в домашних условиях подготовить малыша к изменениям.
Распорядок дня во второй младшей группе
для детей от 3 до 4 лет
7.00-8.30
Прием, осмотр, зарядка
8.30-9.00
Завтрак
9.00-9.15
Игры, подготовка к занятиям
9.15-10.00
Занятие
10.00-12.10
Подготовка к прогулке, Прогулка
12.10-12.20
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к обеду
12.20-12.50
Обед
12.50-15.00
Сон
15.00-15.30
Постепенный подъем
15.30-15.50
Полдник
15.50-16.10
Игры, самостоятельная деятельность
16.10-16.30
Подготовка к прогулке
16.30-17.30
Прогулка (игры, самостоятельная деятельность), возвращение домой
- Поговорите с ребенком о возможных трудностях в детском саду, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди и попроси у воспитателя, просто скажи "Я хочу пить" И воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать. Скажите малышу, воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тогда тихонечко подожди. Попробуйте проиграть с ребенком все возможные ситуации. Например, вы воспитатель, а медвежонок, за которого вам придется говорить, просит пить, и т.д. Хорошо, если ребенок захочет быть воспитателем или мишкой в этой игре. Поддерживайте такие игры.
- Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги и игрушки другим детям.
- Ребенок привыкает тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомитесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка. Поощряйте обращение за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
- Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
-
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
-
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь, тебе страшно». Когда что-то новое всегда страшно, но потом становится очень интересно.
-
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще вас отпускать.
Если же ваш ребенок будет по утрам с трудом расставаться с вами и испытывать отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром:- Скажите ребенку уверенным тоном, что вам пора идти.
- Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
- Рассказывайте своему ребенку истории, о том что без него делали игрушки, как они играли в свой детский сад, можете вместе с ребенком разработать для них собственный график.
- Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе; обратившись с такими словами: «Вижу, у Вас намечается веселый денек».
- Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после сна).
- Попрощавшись, уходите не оборачиваясь. -
Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
-
Если ребенок через месяц еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых забыли.
-
Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, вы всегда можете обратиться за помощью к воспитателям, заведующей, психологу.
Наши правила!
- Режим работы учреждения с 7:00 до 17:30. Приводите своих малышей до 8:00, не нарушайте режим работы группы.
- В случае, когда Вы оставляете малыша дома по каким-либо причинам, позвоните и сообщите воспитателю о причинах Вашего отсутствия.
- В соответствии с законодательством Республики Беларусь в случае непосещения ребенком детского сада 30 и более дней без уважительной причины ребенок может быть отчислен из учреждения.
- У Вашего ребёнка всегда в запасе должны быть запасные вещи для личной гигиены: носовые платки, трусики, колготки, майки, в летний период – панамки. Ребёнку всегда должно быть комфортно.
- Если Ваш ребёнок не совсем здоров, и Вы видите первые признаки болезни, не ведите больного ребёнка в детский сад. От одного ребёнка могут заболеть сразу несколько детей в группе. Маленькие дети очень восприимчивы ко всем инфекциям.
- После непосещения Вашим ребенком детского сада более 3-х дней предоставляйте воспитателю группы справку от врача о состоянии здоровья ребенка либо до привода ребенка в группу посетите медицинский кабинет детского сада.
- Не приносите в группу лекарства. Все лечебные мероприятия должны проводиться медицинскими работниками или в домашних условиях по назначениям врачей.
Детский сад не лечебное учреждение!
- Если Вы обещали ребёнку забрать его раньше, обозначив временной период, не забывайте о своём обещании. Не травмируйте ребёнка!
- Если Вы даёте ребёнку в детский сад домашние игрушки, то Вы должны помнить о том, что ребёнку необходимо сказать о том, что и другие дети захотят поиграть с его игрушкой. Поэтому надо научить ребёнка делиться. Игрушки должны быть безопасные и недорогостоящие.
- Своевременно до 25 числа каждого месяца производите оплату за детский сад. Об оплате сообщайте воспитателям группы.
- Режим работы учреждения с 7:00 до 17:30. Приводите своих малышей до 8:00, не нарушайте режим работы группы.