Консультации для педагогов

Гендерное воспитание

Гендерное воспитание детей – как правильно воспитывать ребёнка

Свою гендерную принадлежность ребёнок осознаёт в возрасте двух лет. На третьем и четвёртом году жизни маленький человек начинает воспринимать все мелочи своей половой принадлежности. Это понятие формируется у мальчиков и девочек одновременно, а источником информации о половой принадлежности, способе существования в своём теле выступают родители. Гендерное воспитание необходимо начинать проводить ещё с 4-летнего возраста, ведь именно тогда ребёнок впитывает всё как губка, старается понять, для чего он живёт на земле, что должен делать, как вести себя в той или иной ситуации.

Когда в семье рождается мальчик, отец горит желание воспитать из него настоящего мужчину. Воспитание ребёнка, которого заключают в жёсткие рамки ни к чему хорошему не приводит. Впоследствии исключительно мужского воспитания, мальчик растёт жестоким, бескомпромиссным, всегда и во всём считает себя главным и не хочет искать компромиссных решений.

Пол и гендер — в чем разница?

 

Чтобы гендерное воспитание малыша мужского пола было правильным и эффективным, необходимнеобходимо:

чтобы участие в развитии и воспитании будущего мужчины принимали оба родителя;

процесс развития малыша сделать интересным и увлекательным;

демонстрировать детям основные жизненные принципы на собственном примере;

избегать ссор и недоразумений в семье, никогда не выяснять при малолетнем ребёнке отношения.

Если мама и папа живут в гармонии, то и ребёнок мужского пола вырастет настоящим джентльменом. Малыш будет понимать, что папа уважает и ценит его маму, со стороны мамы такое же отношение. Он поймёт, что грубая мужская сила ничего не решает, а бережное отношение к детям и жене не унижает его, а наоборот, позволяет в очередной раз доказать его готовность являться главой семьи.

Совет родителям!

Если мальчик начал интересоваться танцами, моделированием, игрушками, предназначенными для девочек кулинарией, не стоит сдерживать его в таких желаниях. Такие увлечения не говорят о нарушениях в плане ориентации, а дают возможность пробудить в малыше полноценную личность, которая знает как себя вести, но при этом понимает, что присуще для представителей другого пола.

Личность ребёнка женского пола начинает формироваться с двух лет. Именно тогда маленькая красавица начинает активно интересоваться своими половыми принадлежностями, внимательно наблюдает за мамой, её ролью в семьи и отношениями с другими членами.

Гендерное воспитание девочек заключается в том, чтобы привить ребёнку женственность и хозяйственность, но это не значит, что девочку нельзя знакомить с мужской работой или навыками, которые помогут постоять за себя. Родители девочки должны при воспитании своего ребёнка стараться пользоваться такими советами:

убеждать ребёнка, что он является личностью, которая имеет право на собственное, независимое от других, мнение;

в игровой форме объяснить девочке правила поведения и взаимоотношений с личностями противоположного пола;

научить девочку всегда быть красивой, внимательной к другим, за счёт собственного примера.

 

«Особую роль в процессе воспитания маленькой дочки играет именно отец. Его пример позволит малышке понять, что её готовы поддержать в любой момент, возле мужчины она может чувствовать серьёзно и без опаски.

Полезный совет! Чтобы девочка гармонично развивалась, родители должны понять к чему именно она проявляет наибольший интерес и позволить ребёнку заниматься любимым делом.

При этом не стоит исключать своё участие в воспитательном процессе, ведь именно ребёнок дошкольного возраста требует максимум внимания со стороны родителей. Гендерное воспитание детей не должно ограничиваться тем, что родители дают информацию своему ребёнку о его половой принадлежности.

Главную роль необходимо уделить психологическому и личностному развития малыша. Мальчика не нужно настраивать на то, что он является исключительно машиной для зарабатывания денег, а девочка должна знать, что хоть мужчина и глава семьи, она имеет право на собственное мнение.

Только уверенные в себе, независимые личности достигают в жизни успеха, родители должны это учитывать в процессе воспитания детей. Мужские или женские навыки должны прививаться исключительно в игровой форме, ведь только так ребёнок воспримет информацию правильно. В процессе гендерного воспитания ребёнка, родители должны запастись терпением и постараться дать малышу полный ответ на каждый из его вопросов. Малыш должен пойти в школу уже сформированной, социально адаптированной личностью и именно эти навыки должны прививать мальчикам и девочкам их родители.

 Гендерное воспитание детей – это, в первую очередь, заложение основ новой личности на собственном примере, ведь взгляды и навыки ребёнка формируются именно в круге семьи. Если родители будут вести себя достойно, понимать и поддерживать малыша, то и ребёнок вырастет здоровым физически, психически устойчивым человеком.

свернуть

Уважаемые педагоги!

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей. 

2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к врачу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями

 

свернуть

Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре

"Формирование взаимоотношений детей

в сюжетно-ролевой игре"

Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребенок увлечен своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Только та игра, которая захватывает ребенка, мобилизует его ум и волю, пробуждает сильные чувства, может подчинить замыслу эгоистические побуждения, дурные привычки.

Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя.                                 

Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях, богатых впечатлениях об изображаемом замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры.

Организация детского коллектива в игре - и предпосылка успеха работы, и один из ее результатов. Чтобы поддерживать и развивать интересы детей, их активность, самостоятельность, целенаправленность, необходима организация детского коллектива, а сформированность, наличие перечисленных выше качеств помогают установлению дружеских взаимоотношений, приобретению навыков коллективных действий. Высокий уровень игрового творчества, богатое содержание игр, сплоченный общими интересами коллектив – все это достигается благодаря длительной вдумчивой работе педагогов.

Существует два взаимосвязанных пути формирования детского коллектива:

• через игровой образ;

• через выполнение принятых в группе норм поведения.

 

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры.

С другой стороны, увлекательное содержание детских игр способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

Рекомендации для воспитателей.

• С первых дней пребывания ребенка в детском саду важно расположить его к воспитателю, товарищам, облегчить переход к новым условиям жизни.

• В групповой комнате должно быть достаточно игрушек, чтобы ребенок имел возможность выбрать самую для него привлекательную.

• Воспитателю необходимо выяснить (при помощи наблюдений), во что любит играть каждый ребенок, как каждый из детей относится к сверстникам, кто из детей умеет играть вместе.

• Необходимо создавать условия для индивидуальных игр, а также для "игр рядом".

С этой целью воспитатель должен сам играть с детьми

Начало совместных игр еще не означает, что ребенок дружески относится к товарищам. Ему весело играть с ними, но он заботится не о них, а о собственном удовольствии. Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии.

Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств должна начинаться с того, что он приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей. Ребенок построил домик, долго трудился, чтобы сделать его красивым. Воспитатель должен обратить внимание всех детей на постройку, предложить осторожно обойти ее, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример.

В младшей, средней группах объединению детей часто мешает неумение понять замысел товарища, малыши не всегда могут выразить словами свои намерения. Важно это вовремя подметить, прийти на помощь, предупредить ссору. В более старшем возрасте, беседуя с ребенком о его поведении, действуя на его сознание, воспитателю необходимо приводить в пример любимых героев, людей, которым ребенок подражает. Необходимо совместно обсуждать ход игры, учить согласовывать свои действия друг с другом.

С застенчивыми детьми требуется индивидуальная работа. Ребенок не решается принять участие в коллективной игре, хотя ему хочется играть, он безропотно уступает игрушку, молча, но горько переживая обиду. Особенно трудно понять ребенка, у которого застенчивость маскируется шалостями, заторможенность порой переходит в излишнее возбуждение. Может показаться, что у неуверенных, робких детей мало развито самолюбие, но это мнение ошибочно. Наоборот, застенчивость часто происходит от болезненного самолюбия. Отсюда излишняя обидчивость и иногда даже агрессивность. По мере того, как ребенок приобретает веру в свои силы, он избавляется от этих недостатков.

Чтобы помочь малоактивному ребенку войти в детский коллектив, воспитатель должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо ее выполнить и тем завоевать признание товарищей. Вначале такому ребенку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений, например, стать почтальоном или кассиром, но постепенно такого ребенка следует привлекать и к более сложным ролям. Воспитатель должен стараться поддерживать его инициативу, всячески одобрить его, повысить его авторитет.

В старших группах воспитатель прежде всего своим примером учит детей различным приемам организации игры, помогает в решении организаторских задач. Самым сложным для детей оказывается научиться самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарища, считаться с ним, проявлять самокритичность. В этом могут помочь разговоры, беседы с детьми во время возникновения таких ситуаций, при этом воспитателю необходимо быть объективным, наблюдательным, справедливым.

 

 

 

свернуть

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок.

Часто родители и педагоги  сталкиваются с тем, что ребенок много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети часто неловки в своих движениях, у них слабая координация, слабый мышечный контроль. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, пытается заниматься несколькими делами одновременно (задает вопросы, но не ждет ответ, а задает еще какой-нибудь или начинает заниматься другими делами), может начать играть в какую-нибудь игру, а затем переключиться на что-то другое. Все это происходит за небольшие промежутки времени , ребенок постоянно что-то делает, хватает, роняет и т.д. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хватит на нескольких детей. Таких детей называют гиперактивными.

Основные признаки гиперактивности

-Расстройство (дефицит) внимания

-импульсивность

-двигательная расторможенность

Ребенок может сосредоточиться на отдельных формах активности всего на несколько мгновений, а затем переключается на другую деятельность. Эти дети очень отвлекаемы, они реагируют на минимальный раздражитель, будь это звук или какое-нибудь движение. Очень часто испытывают трудности в учебе, в поведении. Все это связано с затруднениями в сосредоточении внимания, в восприятии зрительных, слуховых, иногда тактильных образов. Двигательная несогласованность вызвана недостаточной координацией связи глаза-руки, что сказывается на неспособности легко и правильно писать. Все эти трудности неизбежно приводят к формированию низкой самооценки и раздражительности у ребенка.

Многие взрослые нетерпеливы при общении с такими детьми, не доверяют им, не могут спокойно выдержать их поведение. Они пытаются успокоить ребенка, подавить его психическую и физическую активность. Очень часто применяют физические наказания, которые не оказывают положительного влияния на ребенка. В результате этого он становится более раздражительным и агрессивным и менее управляемым. Ребенку, который лишен возможности проявлять свои чувства и эмоции, трудно быть спокойным и сосредоточенным, ему трудно концентрировать внимание. У детей с повышенной активностью слабо развиты навыки социального взаимодействия, у них мало друзей-сверстников и затруднено общение со взрослыми.

Ошибки, с которыми сталкиваются педагоги и родители:

  1. Разность подходов в воспитании в семье (бабушки, дедушки, папы и мамы), разность подходов у педагогов группы.
  2.  Недостаток эмоционального тепла.
  3. Отсутствие знаний и навыков управления агрессией, и неумение привить их детям.
  4. Непоследовательность требований предъявляемых ребенку.

Пути преодоления гиперактивности у детей:

  1. Посоветовать родителям обратиться к специалисту, который сможет помочь ребенку. Это: психологи, психотерапевты, психоневрологи.
  2. Составить список запретов и четко следовать ему.
  3. Составить план, что надо проконтролировать сегодня, через неделю и т.д.
  4. Работу с агрессией необходимо проводить регулярно (это улучшит эмоциональное и физическое состояние ребенка).
  5. Установить и соблюдать четкий распорядок дня. Ребенок должен знать когда и что ему делать (четкое планирование деятельности ребенка является лучшей профилактикой нарушений психики и деятельности нервной системы).
  6. Необходимо обучиться спокойному и мягкому общению с ребенком. При выполнении заданий недопустимо использование криков, приказаний, а так же восторженных интонаций, громких слов. Такой ребенок очень чувствителен к повышенному тону и поэтому он быстро и эмоционально среагирует на то, что будет ему сказано. Это станет препятствием для дальнейших успешных действий.
  7. Для того чтобы такой ребенок выполнял какие-либо указания и просьбы необходимо научиться давать ему инструкцию. Они должны быть немногословными (содержать не более десяти слов), иначе ребенок не услышит вас.
  8. Запрещая что-либо, надо помнить о том, что запретов должно быть немного, и они должны быть заранее оговорены с ребенком. Запреты должны быть сформулированы в четкой форме. Ребенок должен знать о последствиях нарушения этих запретов.
  9. Для гиперактивного ребенка существуют ограничения при просмотре телевизионных передач и длительных занятий на компьютере (чем больше времени он проведет за компьютером, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить).
  10. Такие дети подвержены страхам. Им необходима ваша поддержка и одобрение.                 
свернуть

Все дети разные

Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по- разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит. Для третьего (кинестетика) - то, что он чувствует. Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВИЗУАЛИСТ

•Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.

•Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

•Быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован.

•Легче приобретает навыки путем наблюдения.

•На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

ЕСЛИ РЕБЕНОК АУДИАЛИСТ

•Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой - это нормально.

•Вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

•Он хорошо запоминает словесный материал.

•Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

ЕСЛИ РЕБЕНОК КИНЕСТЕТИК

•Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том,

как вы к нему относитесь.

•У него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив.

•Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

•Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

свернуть