Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.
Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.
В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.
Взрослый. Какое сейчас время года?
Ребёнок. Весна.
Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?
Ребёнок. Весной из тёплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.
С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых и ребёнка имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют. Развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют. Что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорами в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово- и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи ( мамой, бабушкой).
Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и так далее. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать , что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.
Развитию диалогической речи способствует игра «телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребёнка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».
Ребёнок. Добрый день, Татьяна Николаевна.
Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?
Ребёнок. С вами разговаривает Арсений.
Взрослый. Арсений, мама дома?
Ребёнок. Нет, мама ещё не пришла с работы.
Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На шестом году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки. Передать содержание просмотренных фильмов, то есть пользуется монологической речью.
Монолог- речь одного человека, последовательное изложение мыслей. Описание действий, связность рассказа.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описывать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова- заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое ( Как отдыхал? Что видел в цирке? В лесу? Что купили в магазине? и так далее), придумывать сказки на заданную тему.
Для описания нужно подобрать известные ребёнку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Алёнкой. У Алёны голубые глаза, светлые волосы, красные щёчки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут её спать, кормят, одевают».
Потом берётся другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»
Примеры вопросов отражены в ваших тетрадях домашних заданий.
После 6 лет необходимо научить ребёнка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и другое. При этом рекомендуется помогать ребёнку вопросами.
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки- описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали , а затем просите сделать его сделать то же: « Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.
Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте. Едет на поезде, плывёт на теплоходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место « путешествия».
Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.
Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом ( особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.
Ещё до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы. Сказки. Самый лёгкий вид такого творчества- составление рассказа по трем- четырём опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». « Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки- на санках с высокой горы. Вот вышли Дима и Алёнка, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Весёлые зимние развлечения у детей.»
Можно предложить составить рассказ, начатый родителем. Например: « Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где- то близко заревел медведь….»
Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все и сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: « Не ходи далеко, заблудишься. Не послушал зайчонок маму. Увидел бабочку и побежал за ней в лес…»
О чём говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог?
Уважаемые родители! Умеет ли ребёнок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребёнка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.
Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.
Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.
В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.
Взрослый. Какое сейчас время года?
Ребёнок. Весна.
Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?
Ребёнок. Весной из тёплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.
С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых и ребёнка имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют. Развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют. Что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорами в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово- и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи ( мамой, бабушкой).
Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и так далее. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать , что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.
Развитию диалогической речи способствует игра «телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребёнка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».
Ребёнок. Добрый день, Татьяна Николаевна.
Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?
Ребёнок. С вами разговаривает Арсений.
Взрослый. Арсений, мама дома?
Ребёнок. Нет, мама ещё не пришла с работы.
Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На шестом году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки. Передать содержание просмотренных фильмов, то есть пользуется монологической речью.
Монолог- речь одного человека, последовательное изложение мыслей. Описание действий, связность рассказа.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описывать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова- заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое ( Как отдыхал? Что видел в цирке? В лесу? Что купили в магазине? и так далее), придумывать сказки на заданную тему.
Для описания нужно подобрать известные ребёнку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Алёнкой. У Алёны голубые глаза, светлые волосы, красные щёчки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут её спать, кормят, одевают».
Потом берётся другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»
Примеры вопросов отражены в ваших тетрадях домашних заданий.
После 6 лет необходимо научить ребёнка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и другое. При этом рекомендуется помогать ребёнку вопросами.
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки- описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали , а затем просите сделать его сделать то же: « Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.
Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте. Едет на поезде, плывёт на теплоходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место « путешествия».
Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.
Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом ( особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.
Ещё до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы. Сказки. Самый лёгкий вид такого творчества- составление рассказа по трем- четырём опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». « Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки- на санках с высокой горы. Вот вышли Дима и Алёнка, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Весёлые зимние развлечения у детей.»
Можно предложить составить рассказ, начатый родителем. Например: « Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где- то близко заревел медведь….»
Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все и сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: « Не ходи далеко, заблудишься. Не послушал зайчонок маму. Увидел бабочку и побежал за ней в лес…»