Консультация педагога – психолога для воспитателей дошкольного образования без квалификационной категории

Воспитателю при общении с воспитанниками важно быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребенок их услышал. Также воспитателю необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребенка. Только в непосредственном общении можно научить ребенка позитивному конструктивному общению, сотрудничеству. Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если воспитатель обладает следующими навыками:

1. Говорит о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего "Я", языке "Я - сообщении". "Я - сообщение" - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от "Ты высказывания"). Например, "Мне будет очень приятно, если ты уберешь за собой игрушки".

2. "Активно слушает" внутренний мир ребенка, мир его чувств.

Активно слушать ребенка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Активное слушание - это способ сообщить ребенку, его внутреннему "Я", что вы слышите его чувства, они Вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: "Я понимаю тебя и принимаю то, что ты переживаешь". Педагоги, которые применяют "активное слушание" своих детей вместо поучений и наставлений отмечают, что ребенок через какое-то время становится спокойнее, увереннее, начинает сам больше рассказывать о себе, он реже прибегает к деструктивным формам поведения, начинает посвящать в свои тайны и секреты. Подобные перемены воспитатели замечают и за собой: они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться, легче принимать "отрицательные" чувства ребенка, лучше видеть, отчего ему плохо. "Активное слушание" помогает видеть за внешним поведением ребенка его скрытые стремления, желания, интересы.

3. Не оценивает личность ребенка, а говорит о его нежелательных действиях.

4. Разговаривает с воспитанником заботливым, одобряющим тоном.

5. Когда ребенок разговаривает, педагог слушает его внимательно, не перебивая.

6. Объяснения воспитателя простые и понятные.

7. Часто хвалит ребенка, поощряет игры с другими детьми.

8. Когда ребенок кушает, тон голоса воспитателя должен оставаться спокойным.