Рекомендации музыкального руководителя

Домашний оркестр.

10.03.2022

 

ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР

Таинственный и манящий мир звуков окружает малыша с раннего детства. Любой музыкальный инструмент для малышей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснить свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных дошколятам музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес малышей к занятиям музыкой.

Использование самодельных инструментов и бытовых предметов развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха.

Дети не только очень любят играть на самодельных инструментах, но и придумывают для них интересные названия. Сделать такие инструменты очень легко, а сколько радости вы, уважаемые папы и мамы, доставите своему малышу, создавая вместе домашний оркестр. Домашнее музицирование позволит вам ощутить радость общения с ребенком, радость сотворчества. Вам предоставляется прекрасная возможность показать ему, что вы тоже стараетесь, делая что-то вместе.

«Бульки».В стаканчик из-под сметаны, наполненный на 1/3 водой, вставляется соломка. Ребенок дует в соломку и радуется «булькам», являясь создателем «музыки воды».

«Кастаньеты». Вдвое сложенный плотный картон. На обе внутренние стороны наклеиваются металлические крышечки. Звук извлекается путем сжатия «чудо – кастаньеты» в руках ребенка.

«Кастаньеты для пальчиков».Нужно взять две большие пуговицы, через «ножку» каждой продевается резинка и завязывается на узел так, чтобы получившуюся петельку можно было надеть на первый и третий пальцы.

«Колотушка – барабанчик». Соединить 2 колпачка от монтажной пены клейкой лентой, чтобы получился   цилиндр на «ножке», предварительно положив внутрь шарик от дезодоранта или металлические крышечки. Колотушка готова, если по ней постучать палочкой (можно для этой цели использовать колпачок от ингалипта), она уже превратится в барабанчик.

«Звенелки – молоточки». Из алюминиевой проволоки необходимо сделать каркас в виде молоточка. Металлические крышки с проделанными в них отверстиями, нанизываются на верхнюю часть молоточка. Проволочная ручка вставляется в пенопласт, который можно закрепить клейкой лентой, украсить яркой самоклеящейся бумагой.

«Шелестелочки». Пуговички нанизываются в любом количестве на тесьму, получаются браслетики. Дети с удовольствием танцуют с ними.

«Песни моря». У картонной трубы заклеить отверстия, предварительно наполнив ее пшеном и горохом. Чтобы услышать «Песни моря» нужно медленно переворачивать трубу, сочетание в одном инструменте двух наполнителей создает эффект перекатывающихся камешков на морском берегу. Чем длиннее будет труба, тем дольше слышатся перекаты – «песни моря».  

«Песни моря». У картонной трубы заклеить отверстия, предварительно наполнив ее пшеном и горохом. Чтобы услышать «Песни моря» нужно медленно переворачивать трубу, сочетание в одном инструменте двух наполнителей создает эффект перекатывающихся камешков на морском берегу. Чем длиннее будет труба, тем дольше слышатся перекаты – «песни моря».  

«Трещотка» или «Цветной заборчик» создается из старых фломастеров, которые закрепляются на подставке для карандашей. Играть «глиссандо» на инструменте можно колпачком от фломастера.

«Колокольчик». Для него потребуются пуговицы разного размера, монетки или бусинки, бутылочка из-под минеральной воды. На нити нанизываются пуговицы или бусинки, или прикрепляются клейкой ленто монетки, затем концы ниток закрепляются вверху под крышкой бутылочки – колокольчик готов.

«Бубен». В коробке из-под конфет напротив друг друга шилом проделываются отверстия, через которые протягиваются резинки с надетыми на них металлическими крышечками, затем резинки снаружи закрепляются узлом. Если вместо металлических крышечек использовать для изготовления инструмента пластмассовые, то звук получается «квакающий». 

«Квакушка». На проволоку надеваются кости от счетов или пластмассовые крышечки с отверстием посередине, проволока закрепляется на разных сторонах ручки от майонезного ведерка.

«Барабанчики с двумя голосами» получились из прозрачных пластиковых контейнеров для изюма. Дети дали такое название инструменту, заметив разное звучание барабана, если поиграть по цветной стороне и по прозрачной.

«Музыкальные резинки – шуршики». Этот многофункциональный инструмент используется как щипковый, щуршалочка, барабанчик. На стаканчик от йогурта надевается резинка, снизу под резинку продеваются нити из цветного целлофана.

«Трещалки». На полоски плотного картона наклеиваются в ряд 3-4 половинки скорлупы от грецких орехов. При игре используется 2 трещалки. Можно играть на них, делая скользящие движения вверх-вниз и прямые «хлопушки».

«Бренчалочка». На металлическое кольцо надеваются украшенные металлические бигуди, ключики. На таком инструменте можно проиграть, например, стихотворение про лошадку.

«Шелестящий ветерок». Собранная в пучок («султанчик») лента от видеокассет закрепляется клейкой лентой на палочке или пришивается к трубочке, сделанной из разрезанной широкой части пластиковой бутылки. С этим инструментом можно и танцевать, и в оркестре играть, озвучивать стихи, сказки, рассказы, образы природы.

 Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т.п. Все эти инструменты ваши малыши могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.

Творите, фантазируйте, проявляйте смекалку, и вы увидите, как загорятся счастьем глаза ваших детей.

Подготовил музыкальный руководитель Василенко Е.А.

свернуть

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ.

14.03.2022

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ.

Врожденных музыкальных способностей нет - они развиваются в процессе слушания музыки. Ученые предполагают, что решающим в этом обучающем процессе являются первые пять лет жизни ребенка.
Позднее обучение звуковой дифферентации будет затруднительным, и ребенку будет намного труднее распознавать звуки по высоте и по тону. Таким образом, именно в этот период имеет смысл вооружать ребенка музыкальными знаниями, которые пригодятся ему в дальнейшем. 
Один из лучших музыкальных инструментов для формирования музыкальных способностей - ксилофон. Постарайтесь остановить свой выбор на инструменте с деревянными пластинами. Качество звучания очень важно, так как любая фальшивая нота или аккорд мешают музыкальному развитию ребенка. 
         1. Ребенок сидит рядом и внимательно наблюдает, как медленно и отчетливо взрослый ударяет по пластинке ксилофона. Попросите малыша показать пластинку, по которой вы только что ударили. Если это окажется трудным для него, попробуйте снять большинство пластинок ксилофона, оставив несколько. Лучше всего начать обучение со средней «си». 
         2. Теперь ударьте по пластинке, звук которой выше, и проверьте, сможет ли ребенок ее вам указать. Спросите его, одинаково ли звучали нотки. Чтобы помочь ему, проиграйте их еще раз, но не более четырех раз подряд. 
         3. Когда малыш научится различать звуки по высоте, настанет черед для музыкального стана. Для образности можно смастерить лесенку со ступеньками. Они должны быть достаточно большими, чтобы поместился игрушечный медвежонок или любая другая игрушка ребенка. Для этой цели можно также использовать обычную лесенку или ступеньки. Пусть ребенок перемещает медвежонка, начиная с нижней ступеньки, проходя поочередно через все. На каждую ступеньку приходится одна нотка. Одновременно с передвижением игрушки вы начинаете играть с нижней нотки, не пропуская ни одной, доходите до самой верхней. Повторите эту забаву вместе с ребенком несколько раз. Затем используйте этот прием в новой игре, но начиная уже с верхней нотки и постепенно спускаясь вниз. И, наконец, попробуйте перепрыгивать с медвежонком с верхней на среднюю и наоборот. 
         4. Самое сложное задание для ребенка - найти для медвежонка ту ступеньку, которая бы соответствовала звуку пластинки, по которой вы ударяете. Это достаточно трудное задание, даже если ребенок видит, по какой именно пластинке вы ударили. Можно облегчить это задание для ребенка, предварительно разрисовав соответственно ступеньки и планочки в разные цвета или расклеив картинки на них. Чередуйтесь с малышом в выполнении этих заданий. Дополнительно можно пропевать нотки. Наряду с умением различать звуки по высоте, важно научить ребенка различать качество звучания. 
Здесь может пригодиться ксилофон. Вам нужно лишь изготовить несколько молоточков из различных материалов — дерева, пробки, резинки, металла и т.д. С их помощью, меняясь ролями с ребенком, вы можете угадывать, какой именно молоточек ударил только что по пластинке ксилофона.

Подготовил музыкальный руководитель  Василенко Е.А.

свернуть