Оздоровление

Правила здорового образа жизни

 

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки;
  1. Соблюдайте режим дня;
  1. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора;
  1. Любите своего ребенка - он ваш, уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути;
  1. Обнимать ребенка следует не менее 4 раз, а лучше - 8 раз;
  1. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки;
  1. Личный пример по здоровому образу жизни - лучше хорошей морали;
  1. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду;
  1. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства;
  1. Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка - совместная игра с родителями.

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров,  музыкантов, спортсменов.

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни

Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.

Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В этом возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.

Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.

Сегодня много говорят о здоровом образе жизни, в том числе и детей, а что же конкретно относится к понятию здоровый образ жизни?

Прежде всего,  самым главным разделом является:

-    режим дня (когда соответственно возрасту ребенка, а также индивидуальным особенностям идет смена режима активности и отдыха)

-         режим рационального питания.

-         закаливание

И кому же, как не вам, дорогие родители, заниматься закаливанием со своими детьми. Закаливание - это тренировка иммунитета кратковременными  холодовыми раздражителями. Когда - то наши предки намного были закаленнее нас и наших детей. Ребятишки бегали в одних рубашках босиком по снегу даже в лютые морозы! В деревнях в ходу были мокроступы. Так русские крестьяне называли липовые лапти. В них вкладывали свежие листья одуванчика, мать и мачехи,  подорожника, ольхи, фиалки. Оказывается, травы осуществляли своеобразный общеукрепляющий и закаливающий  массаж. В мокроступах можно было смело идти по любому болоту - насморк и простуда не возникали. А для профилактики переохлаждения натирали тело маслом можжевельника. Александр Васильевич Суворов ежедневно по утрам даже в сильные морозы совершал прогулки босиком. После чего обливался холодной водой. (Спросить: есть ли в зале дедушки, которые обливаются холодной водой и как они закаливают своих внуков). Конечно, все закаливающие процедуры проводятся гибко с учетом времени года, здоровья ребенка, его эмоционального настроения, на фоне теплового комфорта организма. Интенсивность закаливающих мероприятий надо увеличивать постепенно, начиная всегда с щадящих. Основной принцип — постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. ( О пагубных привычках: вреде алкоголя и курения). Личный пример — прежде всего.

Наиболее эффективным видом закаливания является естественное закаливание. Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. О благотворном воздействии прогулок  на свежем воздухе писал  А.С.Пушкин

 

Уважаемые папы и мамы!

Если Ваши дети Вам дороги, если Вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали неотъемлемой частью совместного досуга.

- С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!

- Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!

- Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях класса и школы!

- Участвуйте в спортивных мероприятиях детских садов, класса и школы, это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка!

- Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

- Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!

- Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

- Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!

- Совершайте со своим ребенком прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!

- Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!

- На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!

- Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер!

«Особенности основных видов движений детей 2-3 лет»

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития является правильно организованная двигательная активность ребенка. Часто воспитателей беспокоит чрезмерная активность воспитанников, их постоянное стремление куда-то забраться, что-то взять.
развернуть

«Особенности основных видов движений детей 2-3 лет»

                                        

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития является правильно организованная двигательная активность ребенка. Часто воспитателей беспокоит чрезмерная активность воспитанников, их постоянное стремление куда-то забраться, что-то взять.

Дорогие педагоги, не спешите с запретами, помните, что движение является биологической потребностью растущего организма. Надо не подавлять двигательную активность, а всячески поддерживать ребенка в его стремлении двигаться, быть активным, создавать условия для этого. Благодаря правильно организованной двигательной деятельности создаются благоприятные условия для обмена веществ, а это стимулирует развитие нервной системы, костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшает пищеварение. Правомерно выражение: «Движение - это жизнь». Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Постепенно у него развивается сила, координация, его игровая и бытовая деятельность становится более разнообразной, активной, самостоятельной.

Сколько же должен двигаться здоровый ребенок в течение дня?
Исследования специалистов показывают, что объем и качество движений зависят от целого ряда факторов: возраста, пола ребенка, времени года, суток, индивидуальных особенностей, условий, в которых он живет. Дети двух-четырех лет преодолевают за сутки приблизительно 2,5-3 км, а шести-семи лет - 7-8 км и более. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ. В течение суток потребность в движении также меняется. Так, наибольшая активность проявляется с 9 до 12 часов в первой половине дня и с 17 до 19 - во второй.

Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Есть дети с повышенной двигательной активностью, со средней, умеренной и малой потребностью в движениях. Дети со средней двигательной активностью, как правило, не вызывают тревоги: они отличаются уравновешенным поведением, хорошо регулируют свою двигательную деятельность и практически не переутомляются. Другое дело - дети с повышенной двигательной активностью. Они неуравновешенны, не могут регулировать свою двигательную деятельность, не склонны к выполнению действий, требующих точности, координации, быстро утомляются. Детей с повышенной двигательной активностью необходимо вовремя переключать на другой вид деятельности.

Ни в коем случае не прекращайте резко двигательную деятельность ребенка. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Если вы считаете, что ребенок устал от бега, предложите ему, например, поискать пропавшую игрушку. Малыш ходит, ползает, разыскивая игрушку, и организм его постепенно приходит в равновесие. А после этого предложите послушать сказку о медведе. Детям с повышенной возбудимостью необходимо периодически давать задания, требующие точности, координации движений. Например, предложите малышу пройти по узкой дорожке, попасть в цель. Не огорчайтесь, если точные движения не сразу будут получаться.

Малоактивные дети не склонны много бегать, куда-то залезать, предпочитают играть в песочнице. Однако важно знать, что у малоподвижных детей медленнее формируются двигательные навыки, необходимые ребенку в игре, в бытовой деятельности. Таким детям не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками. Вес их значительно выше нормы, а это вредно для здоровья.

Как приучить малыша к активности, как сделать, чтобы он хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность педагога и ребенка. Предложите во время прогулки догнать взрослого или сверстника, сами догоняйте ребенка. Пусть малыш попрыгает, как зайчик или воробышек, а вы посчитайте, сколько раз он прыгнет. Обязательно похвалите его, даже если он не очень хорошо справился с заданием. Хорошо активизируют действия малышей различные игрушки, особенно мяч.

Действия с мячом дают нужную нагрузку организму и в то же время не утомляют. Бросайте мяч, а ребенку предложите догонять его, потом пусть малыш сам бросает и догоняет мяч. Постепенно действия с мячом будут усложняться. Всегда радуйтесь успехам ребенка. Ваше положительное отношение к двигательной деятельности обязательно пробудит интерес к ней у малыша.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с особенностями развития основных движений и задачами обучения этим движениям детей раннего возраста.

Ходьба. Дети начинают ходить к концу первого - началу второго года жизни. На протяжении второго-третьего года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода формируется походка. Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе. Все это возрастные физиологические особенности. Но если на них своевременно не обращать внимание, то некоторые из них могут сохраниться на всю жизнь. Создайте условия для своевременного появления следующих умений:

1. Ходить без помощи взрослого сначала на небольшое расстояние (2-3 м), постепенно доводя его до 10 м.
2. Выдерживать и менять направление при ходьбе.
3. Менять высоту и ширину шага, в зависимости от условий.
4. Ставить стопы параллельно.
5. Менять темп при ходьбе.
6. Ходить в разных условиях и разными способами.
7. Держать корпус прямо.

Проводите с ребенком игры-упражнения.
• Расположите какую-либо игрушку на расстоянии 2-3 м от ребенка и предложите ему принести ее. Постепенно увеличивайте расстояние до 10 м.
• Затем расположите несколько крупных игрушек в разных концах комнаты. Пусть ребенок по очереди подойдет к каждой из них, погладит, поздоровается. Эти упражнения помогут ребенку ориентироваться в пространстве и ходить в разных направлениях.
• Положите на пол ленточку или веревку и предложите малышу перепрыгнуть через нее. Затем усложните задание. Разместите на полу 3-4 ленточки, через которые малыш будет перешагивать.

Когда ребенок овладеет этими умениями, можно предложить ему перешагнуть через предметы высотой от 10 до 20-25 см.
Эти упражнения помогут ребенку менять высоту шага в зависимости от высоты препятствия, а также не шаркать ногами, обогатит двигательный опыт вашего ребенка и сделает ходьбу более совершенной.

Бег. Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.
Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой, движения рук и ног несогласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень небольшая. Малыш быстро устает. Поэтому ваша задача - способствовать формированию у детей умения бегать:

1. Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.
2. Бегать в заданном направлении.
3. Менять направление при беге.
4. Менять темп бега (ускорять, замедлять).
5. Правильно держать корпус.

Чтобы ребенок научился бегать своевременно, играйте с ребенком в такие игры, как «Догоню-догоню», «Догони меня». На прогулке можно предложить ребенку добежать до березки, клена и т. п. Детям нравятся подобные задания. Одновременно они учатся ориентироваться в пространстве и знакомятся с названием деревьев, окружающих построек.

Ползание и лазанье. Ползанием ребенок овладевает к одному году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни - переменным шагом. Однако надо иметь в виду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией, а следовательно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родителей, так как к пяти - пяти с половиной годам перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения.
Однако ваша задача – создать условия для развития у малыша умения ползать:
1. Ползать по прямой, с подлезанием под веревку (высота 25-30 см), пролезать в обруч, под стулом и т. д.
2. Ползти вверх по наклонной доске, сползать с нее вниз (высота 1 м).
3. Лазать по лесенке - стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 м).
4. Влезать на лестницу и слезать с нее.

Создавайте условия для ползания, хотя наш ребенок уже хорошо ходит. Ползание способствует разгрузке позвоночника, что очень важно для неокрепших мышц ребенка. Обязательно первое время страхуйте его. Постепенно координация движений вашего малыша будет более четкая, и к трем годам ваша страховка практически ему уже не нужна.

Бросание и катание. На втором году ребенок начинает осваивать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей. Выполняя эти движения, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бросок мяча тоже еще слабые. Ребенку трудно соизмерить силу броска с расстоянием, и поэтому он не всегда попадает в цель.

Чему можно научить малыша?
1. Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокатывать в воротца, между кубиками, бросать в корзину).
2. Соизмерить силу броска с расстоянием (ребенку предлагают несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до 1,5 м, меняя расстояние для возникновения у ребенка разных мышечных ощущений).
3. Ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5-1,5 м). Бросать мяч взрослому.
4. Подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить.
5. Бросать мяч об пол и пытаться его ловить.
Среди игрушек вашего ребенка обязательно должен быть мяч. Это любимая игрушка малышей. Он вполне может заменить ребенку партнера.

Прыжки. Прыжковыми движениями малыш начинает овладевать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, так же, как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте с продвижением вперед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с предметов. При прыжке малыш тяжело опускается на всю ступню, колени почти не сгибает, движения его рук и ног плохо согласованны. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Прыжок даже с незначительной высоты может при неправильном приземлении привести к сотрясению внутренних органов, что вредно для организма.

Поэтому нужно способствовать развитию у малыша следующих умений:
1. Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях («пружинка»), постепенно отрываться от пола.
2. Подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях.
3. Подскакивать с продвижением вперед.
4. Перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстояние между линиями 10, затем 20, 30 см), прыгать через ручеек, канавку и т. д.
5. Подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на высоте 10-15 см от поднятой руки ребенка.
6. Спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см.

Покажите ребенку, как прыгает зайчик, мячик. Прочитайте стихотворение "Мой веселый звонкий мяч». Попрыгайте вместе с ребенком. Вначале он будет просто сгибать ноги в коленях, не отрываясь от почвы. Но постепенно овладеет прыжком.
Итак, вы теперь знаете, как развиваются основные движения малыша и какие задачи при этом стоят перед вами. Таким образом, перечисленные выше трудности в освоении движений сами по себе не исчезают. Некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни. Все педагоги, хотят видеть своих воспитанников ловкими, выносливыми, с легкой походкой, красивыми движениями. А раз так, то не теряйте времени, приступайте к обучению ваших детей этому искусству. И не забудьте о красоте собственных движений, ведь ребенок будет подражать вам.
Прежде всего, создайте условия для развития движений. В распоряжении воспитанников должны быть разнообразные игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность. Движения требуют пространства. Выделите в группе место, где малыш может свободно двигаться. Максимально используйте ближайшее природное окружение. Не мешайте ребенку проявлять самостоятельность и активность, не спешите на помощь. Пусть малыш сам преодолевает препятствия.

Однако для совершенствования движений самостоятельной двигательной деятельности ребенка недостаточно. Необходимо проводить специальные занятия, подвижные игры, делать утреннюю гимнастику.

 

свернуть

«Какая нагрузка оптимальна?»

Двигательная активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня.
развернуть

«Какая нагрузка оптимальна?»

Двигательная активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня. Ее количественные характеристики зависят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климатических условий. Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений.

Объем нагрузки означает как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц, год и т. д.). Для оценки двигательного режима в повседневной практике определяют общую продолжительность двигательного компонента за период бодрствования. Она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка

- зависимость двигательной активности от времени года (наиболее высокие показатели у детей старшего дошкольного возраста выявлены в весенне-летний период: средний объём составил 16500 движений, продолжительность 315 минут В осенне – зимний период года показатели колебались в пределах 13200 – 15600 движений, 270 – 280 мин.,

- индивидуальные особенности детей, их возраст

- состояние здоровья

- дифференцированный подход

Всё это способствует оптимизации двигательной активности детей.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно – оздоровительные задачи.

Физкультминутки снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

На занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

Неделя здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

 

Санитарные нормы и правила "Требования для учреждений дошкольного образования"

  • Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.
  • Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3 часа 20 минут-4 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 С и скорости ветра более 15 м/с.
  • Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения учреждения образования.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.

1 (первая) группа здоровья

К первой группе здоровья относят тех детей, кто полностью здоров, не имеет каких-то отклонений, видимых проблем или дефектов. Психическое и физическое состояние данной группы практически полностью соответствуют признанным стандартам измерения.

У детей 1 (первой) группы не должно иметься никаких особых проблем, каких-то пороков или отклонений в развитии, дефектов или других нарушений в деятельности и организации внутренних органов ребенка.

2 (вторая) группа здоровья

Вторая группа наиболее многочисленная и является самой распространенной из всех групп здоровья детей. В нее входят те детки у кого замечены небольшие отклонения в здоровье, у них может быть сниженная сопротивляемость к заболеваниям и влиянию внешних факторов.

У этой группы нет яркого выраженных признаков отставания в развитии, также у этих детей не наблюдаются хронические заболевания, но все же зафиксированы небольшие функциональные отклонения (нарушения).

У детей 2 (второй) группы здоровья может быть общая задержка в физическом развитии, чем это классифицируется - дефицитом массы тела или наоборот, избыточным весом, ослабленное зрение и прочее. Также в эту группу попадут те дети, кто довольно часто заболевает респираторными болезнями.

3 (третья) группа здоровья

В следующую, третью группу здоровья попадают те детки, у кого обнаружены хронические заболевания, тем не менее, они пребывают в процессе ремиссии, у них время от времени бывают обострения, но вот осложнения основного заболевания не происходит.

Сюда также относятся дети, к 3 (третьей) группе, с вполне нормальным развитием, они по плану развиваются и имеют более или менее устойчивое физическое здоровье, но все же у них выявлены определенные отклонения, например у них маленький рост, избыток или дефицит в массе. Также в эту группу отнесут тех детей, у кого психологическое развитие немного отстает от общепринятых показателей.

4 (четвертая) группа здоровья

К следующей четвертой группе здоровья детей относят тех, у кого есть хронические заболевания и активно развивающиеся, или же находятся на стадии неустойчивой ремиссии с частыми обострениями.

Так же в 4 (четвертую) группу здоровья детей относятся те из них, у кого их болезнь пребывает в стадии ремиссии, но все же для этого следует придерживаться поддерживающего лечения. Входят сюда и детки после каких-то операций, с последствиями после полученных ими травм, ограничениями в обучении и физическом труде.

Интенсивность нагрузки — это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Мерами интенсивности служат скорость передвижения (в беге, плавании, передвижении на лыжах и др.); темп (в играх, высота и длина (в прыжках или метании). Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений.

Регулирование нагрузки.

Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120—130 ударов, считают нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140 ударов — средней, от 140 до 160 ударов — субмаксимальной и свыше 160 ударов — максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности.

В практике оценки интенсивности двигательной деятельности часто используется упрощенная классификация:

• 110—130 ударов в минуту — восстанавливающая;

• 130—150 ударов в минуту — развивающая;

• 150—170 ударов в минуту — тренирующая.

В процессе занятий нагрузка может быть либо непрерывной, либо прерывистой (интервальной). Длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений оказывает существенное влияние на преимущественное развитие отдельных физических качеств.

Для дошкольников продолжительность отдыха должна быть небольшой, так как даже при максимальной нагрузке полное восстановление происходит в течение 3—5 минут. По своему характеру отдых может быть пассивным (отсутствие активной двигательной деятельности, активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, что вызвала утомление, например в беге это будет спокойная ходьба). У дошкольников при длительной мышечной деятельности активный отдых является более действенным, чем у взрослых. В то же время при значительных силовых напряжениях к быстрейшему восстановлению у детей приводит пассивный отдых.

Младшая группа.

Упражнения выполняются в кругу, врассыпную или буквой П. При построении в круг педагог стоит в кругу рядом с детьми, не выходя в центр. Все упражнения педагог делает вместе с детьми и по ходу выполнения объясняет. Психология ребенка такова, что он не может долго ждать. Все упражнения выполняются под словесные указания (не под счет). Широко используется образ, сравнение, имитация. Дети очень подражательны и этот момент психики надо использовать. Упражнения выполняются 4-6 раз. Чем сложнее упражнение, тем меньше количество раз оно повторяется, и в более спокойном темпе выполняется упражнения для косых мышц и брюшного пресса.

Средняя группа.

Упражнения выполняются в кругу, врассыпную или буквой П, звеньями. Педагог или ребенок показывают каждое упражнение и новое и старое. В средней группе вводится счет. Широко используется имитация, образ, сравнения. Количество упражнений - 6, дозировка – 6.

Старшая группа.

Построение в круг, звеньями, несколько кругов, парами, врассыпную. Показывают только новые упражнения педагог или ребенок. Педагог предлагает выполнить самостоятельно старые, знакомые упражнения, называет, поясняет, уточняет и дети выполняют самостоятельно. Надо детей заставлять думать, вспоминать. Упражнения выполняются под счет в бодром темпе, музыку или проговаривание. Количество упражнений 6-7 в старшей группе. Дозировка – 6-8 раз. Количество упражнений 7-8  для детей 6-7 лет. Дозировка – 6-12 раз.

Утренняя гимнастика.

Младшая группа – 6 минут;

Средняя группа – 8 минут;

Старшая группа – 10 минут;

Показателями, определяющими интенсивность воздействия физической нагрузки на организм, являются:

- количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка и наоборот;

- амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;

- исходное положение. Положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. Это изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа); применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов, усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм; изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре;

- темп выполнения упражнений. Темп может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых - медленный темп;

- продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается.

Запрещенные упражнения.

Но стоит, отметить, тот факт, что не все упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании или заменить на предложенные варианты.

1. Круговые вращения головой. Форма сустава не предусматривает данного движения, поэтому его можно заменить, на наклоны головы вперед, стороны.

2. Наклоны головы назад, стойка на голове. Нестабильность шейного отдела позвоночника, слабые мышцы шеи, возможное смещение шейных позвонков, не позволяют использовать это упражнение. Заменить можно следующим упражнением, опускать плечи вниз, назад, чрезмерное вытягивание шеи.

3. Поднимание двух ног в положении лежа на спине. Увеличение поясничного лордоза, сильное влияние на сосуды шеи и головы. Использовать можно следующее упражнение поднимать и опускать ноги попеременно, а также ноги согнутые в коленях.

4. Кувырки. Ограничить кувырки из–за нестабильности шейного отдела.

5. Лежа на животе, пригибания в поясничном отделе с упором на руки. Увеличение поясничного лордоза, возможное замещение шейных дисков. Для того чтобы избежать травматизм, нужно заменить упор на согнутые руки и упор на локти.

6. Сед на пятках. Вызывает излишнее растяжение сухожилий и связок коленного сустава. Заменить можно на сед по-турецки.

7. Положение руки вверх во время дыхания. Уменьшается поступление кислорода, поэтому упражнение малоэффективно. Во время упражнения руки поднимаются в стороны, вниз.

8. Длительные висы. Слабость мышечного аппарата, не способность выдерживать статики, выполнять упражнение следует не более 5 секунд.

9. Прыжки босиком по жесткому покрытию. Слабый связочный аппарат стоп. Упражнение следует выполнять только, на гимнастических матах.

10. Метание набивного мяча из-за головы детьми до 5 лет. В этом возрасте возможно не соответствие массы тела ребенка и мяча.

 

свернуть

«Влияние физкультурно – игровой среды на всестороннее развитие ребенка»

«Влияние физкультурно – игровой среды на всестороннее развитие ребенка»

                                           

Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья.

Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов.

При проектировании физкультурно-игровой среды следует обеспечить:

  • эколого-гигиенические условия;
  • достаточные площади для самостоятельной двигательной деятельности с учётом отведённого в режиме дня времени для движений, интересов и возможностей каждого из детей;
  • условия для занятий физическими упражнениями;
  • необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодичное его обновление и изменение.

Создание физкультурно – игровой среды определяется программными задачами разностороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его даёт возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна.

Развивающая физкультурно-игровая среда включает:

  • достаточные площади для движений и игр в помещении и на участке, личное пространство для отдыха и уединения детей;
  •  необходимо наличие тренажёров, гимнастической лестницы, переносное физкультурное оборудование (мячи, обручи, скакалки, другие предметы);
  • физкультурный зал со стационарным оборудованием и переносным инвентарём;
  • общую спортивную площадку на участке, групповые площадки, где необходимо иметь полосы препятствий, яму для прыжков, беговые дорожки, место для подвижных игр, оборудование для основных движений, эколого-оздоровительную тропу, ледяные дорожки для скольжения;
  • места для выполнения контрольных физических упражнений при диагностике двигательного развития детей;
  • оборудованные площадки для спортивных игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки;
  • велосипедную (лыжную) дорожку на участке и за его пределами;
  • ближайшее природное окружение: зоны пересечённой местности, скверы и парки, тихие зелёные улочки, горка для катания на санках зимой, лыжня; близлежащие уличные перекрёстки для овладения правилами дорожного движения; несколько крупных физкультурных объектов (стадион, дворец спорта, ледовый дворец, физкультурно-оздоровительный комплекс), где дети должны побывать на экскурсии или посмотреть спортивные состязания;
  • маршруты для прогулок-походов за пределы ДУ;
  • спортивный инвентарь (санки, лыжи, коньки, самокаты, велосипеды);
  • специально оборудованные зоны для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии: дорожки для коррекции стопы и осанки, роста, центр здоровья (где можно проверить осанку, рост, выполнить по желанию несколько физических упражнений с использованием массажёра, диска здоровья и других тренажёров;
  • атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, плоскостные фигуры, детские бубны, шапочки для игр);
  • инструментарий для измерения длины и массы тела, окружности груди;
  • инструментарий для обследования двигательных умений детей;
  • книги и репродукции о физкультуре и спорте;
  • дидактический материал для свободной деятельности с учётом возрастных, поло-ролевых, индивидуальных особенностей, интересов, предпочтений детей, их исследовательских интересов (парные, разрезные картинки по темам «Моё тело», «Распорядок дня», «Предметы гигиены», «Движения», «Зарядка», «Мой дом», «Что полезно и вредно для здоровья» и др.);
  • игровые физкультурные пособия для кукол (для отражения в игровой деятельности впечатлений от физкультурных событий).

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр.

В комплекты оборудования должны входить разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и т. п., мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.) .

Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расположение разных предметов оборудования зависит от их предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать её с дополнительными пособиями: лесенкой с зацепами, доской, горкой- скатом. Канаты, шесты, верёвочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и др.) размещаются вдоль стен помещения.

Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям двигаться.

Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы и т. п.) целесообразно хранить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на специальных крюках, на стенах в различных местах зала. Для растягивания сеток (для игр с мячом, натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб и зажимов. Их следует расположить попарно на противоположных стенах, на разных уровнях.

Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середину зала надо всегда оставлять свободной для проведения подвижных игр и упражнений.

Для хранения переносного оборудования, мелких игровых пособий хорошо бы приспособить дополнительную комнату, расположенную рядом с физкультурным залом.

При наличии свободного помещения целесообразно создать тренажёрный зал со специальными детскими тренажёрами.

Физкультурное оборудование следует содержать в чистоте, нужно обязательно предусмотреть ограждение окон (решетки, сетки) .

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственных волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этими решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.

В процессе использования всех форм физического воспитания (утренняя гимнастика, игры и упражнения на воздухе, учебные занятия по физкультуре, недели здоровья, праздники и досуги) в детском саду создать вариативные условия для выполнения физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из различного спортивного оборудования, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонной доске, ползание по гимнастической скамье, подлезание под дуги, прыжки через препятствия и т. д. Они проявляют ловкость, быстроту реакции, выносливость, а также смелость, решительность, находчивость. Удовлетворение, получаемое в результате прохождения возникающих трудностей, помогает преодолеть нерешительность, волнение, способствуют обогащению двигательного опыта.

В ходе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий (прыжки через препятствия, через скакалку, лазанье по гимнастической стенке и т. д.) формировать у детей двигательные навыки. В процессе выполнения двигательных заданий дошкольники получают знания о свойствах разных предметов и пособий: форме, цвета, массе, фактуре материала. В этом неоценимую помощь оказывают игры с мягкими модулями, цветными кубами различных размеров, обручами, мячами: «У кого больше предметов», «Собери предметы по цвету и форме». Дети знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, например: «Не теряй пару», «Меняемся местами», «Ниточка с иголочкой», «Быстро по местам», «К своим флажкам», в том числе для формирования умения ориентирования в окружающей среде: «Кто ушел?», «Найди, где спрятано», «Найди, где правильный путь».

Во время физических игр дети познают окружающую действительность, получая при этом «мышечную радость». Необходимо стимулировать творческую активность старших дошкольников, т. к. они обладают достаточно развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях. Поэтому в процессе двигательной деятельности необходимо предоставлять детям определенную свободу и самостоятельность действий, побуждая проявлять инициативу. Например: предлагать детям выбрать любое пособие и выполнить с ним произвольные упражнения, а также придумать варианты упражнений с использованием нескольких пособий.

В разных формах двигательной активности обращать внимание на развитие самостоятельности, активности детей, на формирование нравственно-волевых качеств личности (дисциплинированности, честности, настойчивости, решительности). С этой целью можно широко применять репродуктивные методы и приемы разучивания упражнений (описание, пояснение, демонстрация двигательного действия, использование карточек-схем с изображением упражнений). Наряду с репродуктивными методами и приемами включаю и поисковые (стимулирование выполнения упражнений посредством звукового и зрительного сигнала, раскрытие двигательной задачи (осмысление её ребенком, придумывание разных вариантов упражнений); побуждение к реализации заданий по карточкам.

Для повышения эффективности использования физкультурно-игровой среды существует несколько способов:

  • Создание разных игровых зон: для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скалкой, с обручем, для упражнений с простейшими тренажерами и на велотренажерах;
  • Размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий (с помощью подвешивания, крепления их и т. п.) : доски, ленты, цели для метания и т. д. 
  • Изменение пространственного расположения пособий, рациональная их смена и чередование;
  • Объединение разных пособий в определенные комплексные полосы препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и т. д. ;
  • Создание новизны - за счет смены переносного оборудования, применения новых пособий.

Участие в подготовке пособий к разным видам занятий физической культуры формирует у детей навыки аккуратного и бережного обращения с вещами. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно - игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная организация двигательной активности детей в сочетании с многообразием условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

 Правильный подбор оборудования и рациональное его использование в значительной мере способствуют:

  • Повышению интереса к выполнению двигательных заданий (удовлетворение потребности в двигательной активности) ;
  • Формированию базовых умений и навыков;
  • Повышению функциональных возможностей детского организма;
  • Воспитанию интереса к занятиям физической культуры;
  • Благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.

К развивающей среде относятся не только предметы, пространство, но и люди. Взрослые должны служить эталоном здорового поведения, уметь создавать здоровьеразвивающие бытовые и игровые ситуации. Например, отдельные виды диагностики целесообразно проводить в групповом помещении, чтобы ребёнок был не объектом, а субъектом взаимодействия с педагогом (медсестрой, врачом), получая при этом определённую информацию о своём «Я». У детей должна вырабатываться потребность следить за своей осанкой и периодически проверять её, самостоятельно выполнять упражнения для осанки и стопы.

свернуть

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

 

 

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия.

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

 

Предлагаемые  упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

 

 

                                    Комплекс №1

 

  • И.п.- стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка), выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.
  • И.п.- сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.
  • И. п.- сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.
  • И.п.- сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.
  • Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.
  • Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.
  • Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.
  • Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.
  • Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.
  • Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

 

 

Комплекс №2

 

  • Ходьба по коврику с пуговицами.
  • Сидя на стуле, катаем палку ступней.
  • Ходьба по толстой веревке- «змее».
  • Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.
  • Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).
  • Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.
  • Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

 

 

Комплекс №3

 

Упражнения выполняются сидя на стуле:

  • Выполняем стопами круговые движения.
  • Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.
  • Сгибание-разгибание пальцев ног.
  • Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.
  • Соединяем подошвы (колени не согнуты).
  • Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.
  • Отрываем от пола носки, пятки поочередно.
  • Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.
  • Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.
  • Катаем подошвой различные овальные предметы.
свернуть